В июле 2020 года Законодательным собранием Санкт-Петербурга, был принят Закон Санкт-Петербурга от 29.07.2020 N 383-91 О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге» и Закон Санкт-Петербурга «О порядке подготовки документации по планировке территории в Санкт-Петербурге и внесении изменений в некоторые законы Санкт-Петербурга». Указанные изменения установили основания, условия и порядок отмены документации по планировке территории (полностью или в части).

Отмена документации по планировке территории полностью или частично, а также признание отдельных её частей не подлежащими применению возможна путём подачи заявления в Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга (далее – КГА Санкт-Петербурга), в котором указывается одно из оснований, предусмотренных законодательством, для соответствующего действия (перечень случаев для отмены, изменения или признания документации по планировке, не подлежащей применению, в части установлен Законом СПб указан ниже).

Заявление рассматривается КГА Санкт-Петербурга в течение 45 рабочих дней, после чего вместе с заключением КГА Санкт-Петербурга направляется в Правительство Санкт-Петербурга, где в течение 60 дней с учётом позиции КГА Санкт-Петербурга принимается одно из следующих решений:

  • о подготовке проекта правового акта Правительства Санкт-Петербурга об отмене документации по планировке территории или ее отдельных частей, проекта правового акта Правительства Санкт-Петербурга о признании отдельных частей документации по планировке территории не подлежащими применению с указанием частей такой документации, подлежащих отмене или не подлежащих применению;
  • об отсутствии оснований для подготовки указанных проектов правовых актов Правительства Санкт-Петербурга.

Необходимо обратить внимание, что закон прямо разграничивает основания для полной отмены ППТ и для отмены ППТ в какой-либо части. Перечень случаев отмены в полном объеме документации по планировке территории (перечень закрытый):

  1. Односторонний отказ одного или нескольких правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества от договора о комплексном развитии территории по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;
  2. Односторонний отказ от договора о развитии застроенных территорий в Санкт-Петербурге;
  3. Если утвержденная документация по планировке территории препятствует возможности принятия решения о комплексном развитии территории по инициативе Правительства Санкт-Петербурга по основанию, указанному в пп. 3 п. 3 ст. 46_10 ГрК РФ[2], в границах территорий, в которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории в соответствии с Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга, или части таких территорий.

Также установлены случаи отмены отдельных положений документации по планировке территории (перечень закрытый):

  1. Если в течение 6 лет (п. 12.6 ст. 45 ГрК РФ) с даты утверждения документации по планировке территории, которой предусмотрено изъятие земельных участков для государственных нужд Санкт-Петербурга, не принято решение об изъятии таких земельных участков;
  2. Если невозможно разместить объекты капитального строительства в соответствии с параметрами застройки территории и характеристиками объектов капитального строительства, установленными в документации по планировке территории, в связи с размещением общественных пространств, отображенных на Генеральном плане Санкт-Петербурга, или включением территории в перечень территорий зеленых насаждений общего пользования в соответствии с законом Санкт-Петербурга, вступившим в силу после утверждения документации по планировке территории;
  3. Если строительство объектов регионального значения согласно характеристикам и параметрам застройки территории, установленным в документации, невозможно в связи с требованиями технических регламентов и сводов правил, которые вступили в силу после утверждения документации;
  4. Если требования технических регламентов и сводов правил, вступившие в силу после утверждения документации по планировке территории, допускают строительство (реконструкцию) объектов регионального значения, предусмотренных такой документацией, большей вместимости (большей мощности) по сравнению с параметрами застройки территории и характеристиками объектов регионального значения, установленными в документации по планировке территории;
  5. Если отмена функционального назначения объекта регионального значения необходима для размещения объекта регионального значения иного функционального назначения в соответствии с нормативами градостроительного проектирования Санкт-Петербурга;
  6. При отмене функционального назначения объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке вне границ зоны планируемого размещения объекта капитального строительства, при условии, что такой объект не учитывался при расчете обеспеченности территории (обеспеченности жизнедеятельности граждан) объектами социальной инфраструктуры.

Новая редакция Закона Санкт-Петербурга предусматривает также возможность признания документации по планировке территории не подлежащей применению в части:

  • минимальной доли озеленения земельных участков и (или) минимального количества мест для стоянки (размещения) индивидуального автотранспорта;
  • в части площади застройки объектов капитального строительства.

Указанное признание предусмотрено в следующих случаях:

  1. Если при проектировании общая площадь объекта капитального строительства уменьшается относительно максимальной общей площади, установленной в документации по планировке территории, что влечет за собой снижение необходимого количества мест для стоянки (размещения) индивидуального автотранспорта и минимальной доли озеленения земельных участков;
  2. Если при проектировании соблюдается максимальная общая площадь объекта капитального строительства, установленная в документации по планировке территории, при одновременном увеличении площади застройки объектов капитального строительства, что влечет в том числе снижение необходимого количества мест для стоянки (размещения) индивидуального автотранспорта и минимальной доли озеленения земельного участка;
  3. Если на дату утверждения документации по планировке территории расчет минимальной доли озеленения осуществлен для формируемого или существующего земельного участка с условно разрешенным видом использования, который в соответствии с действующим градостроительным регламентом отнесен к основному виду разрешенного использования.

Данное нововведение, позволит собственникам земельных участков, в определенных случаях существенно сэкономить время и затраты на корректировку документации по планировке территории.

Проект многофункционального гостиничного комплекса в Московском районе станет стратегическим